Преимущества и недостатки легкосплавных дисков

В названии этого типа дисков заключена основная часть их характеристики – они изготавливаются из сплавов легких металлов. В основном это алюминий и, иногда, магний. Сами легкосплавные диски бывают литые и кованые, что тоже говорит само за себя – первые изготавливаются литьем в формы, а вторые с применением умеренного нагрева и высокого давления (горячая штамповка).

Преимущества легкосплавных дисков.

По сравнению со своими стальными «собратьями», легкосплавные диски на 10-50% легче. Основное преимущество этих колес – легкость сплавов, которые используются при их изготовлении, потому что масса неподрессоренных частей транспортного средства снижается. Из-за этого, во время движения по неровным дорогам на кузов влияют наименьшие ударные нагрузки, что улучшает эксплуатационное свойство транспортного средства – плавность хода. И условия работы подвески улучшаются: деформирующие и упругие элементы принимают меньше нагрузки и это увеличивает срок их службы. Если колеса облегченные, то они быстрее восстанавливают контакт при наезде на препятствие с поверхностью дороги. Это повышает управляемость автомобиля и его устойчивость на больших скоростях. Уменьшение массы колеса также положительно сказывается на динамике движения и, в конечном итоге, приводит к увеличению срока службы ходовой, двигателя и уменьшению расхода топлива. Помимо этого, диски, сделанные из алюминиевых и магниевых сплавов, создают хорошее охлаждение тормозных механизмов и ступицы, благодаря лучшему обдуву и высокой теплопроводности материала.

Способность алюминия на поверхности образовывать прочную оксидную пленку защищает надежно конструкционный сплав от разрушений и возникновения коррозии. А благодаря высокой точности в изготовлении легкосплавных дисков, возможно лучше произвести балансировку колеса.

Масса диска и колеса в целом, безусловно, влияет на быстроту разгона и остановки автомобиля. Представьте себе в свободном состоянии колесо велосипеда и колесо автомобиля. Какое из них можно быстрее и с меньшими усилиями раскрутить рукой? Конечно же, велосипеда. Остановить тоже. Тяжелое колесо более подвержено инерции, а это значит чем тяжелее колесо, тем больше нужно усилий как для начала движения и разгона, так и для торможения. Так, что легкосплавные диски в этом моменте тоже в плюсе. Трогаться, ускоряться и тормозить тем лучше, чем легче колеса, если не учитывать размер колеса и сцепление с поверхностью дороги. Эти лишние усилия, необходимые для разгона и торможения вносят свою лепту в износ всей приводящей цепочки – от коленчатого вала, до крестовин и гранат (шрусов), приводящих в движение колесо. Ну и, конечно, с этими лишними усилиями, связан лишний расход топлива.

Недостатки.

У материала легкого сплава есть свободная ненаправленная кристаллическая структура и это снижает прочность диска. Значит, чтобы сохранить его прочностные характеристики, приходится увеличивать толщину стенок. Так как требования к качеству продукции высоки, то можно применять не все способы литья при производстве дисков. Основное здесь – литье под невысоким давлением, или же противодавлением. Такие методы обеспечивают повышенные прочностные характеристики, при изготовлении тонкостенных объемных деталей.

Литой диск может расколоться при ударе о препятствие, именно расколоться, а не погнуться. Это связано с тем, что при изготовлении литых колес для увеличения их прочности производят закалку металла. Однако для качественного литья удар должен быть сильным, даже аварийным для транспортного средства, чтобы диск раскололся.

Зато вероятность разрушения кованых дисков значительно ниже, потому что они обладают значительно более высокой прочностью и пластичностью, по сравнению с литыми. Производители кованых дисков, ввиду высокой прочности, обеспеченной специальными технологиями ковки металлов, могут «себе позволить» делать диски значительно менее тонкостенными, сохраняя при этом высокую прочность конструкции.

Еще по поводу устойчивости к коррозии. Легкосплавные колеса, особенно изготовленные из магниевых сплавов, хоть и имеют более высокую устойчивость к коррозии по сравнению со стальной штамповкой, но, все же они подвержены коррозии при соприкосновении с водой и агрессивными реагентами, которыми посыпаются дороги зимой. Опять же, к кованым колесам это относится в меньшей степени.

Но самый главный недостаток легкосплавных дисков – это их высокая стоимость. Они в разы дороже стальной штамповки. Особенно дороги кованые диски. Здесь стоит отметить, что при покупке легкосплавных дисков стоит остерегаться относительно низкой их цены, потому что подделки встречаются довольно часто. Эти подделки, конечно, страдают низким качеством. Конечно продавцы контрафатка знают о таких предупреждениях и, поэтому цена может быть не снижена. Очевидно, что выбирать и покупать легкосплавные диски лучше всего в присутствии специалиста.

Можно долго и разносторонне рассуждать о преимуществах и недостатках легкосплавных и стальных штампованных колес. Конечно чем легче диск, тем лучше. Все автопроизводители стремятся снизить общую массу автомобиля. Влияние на подвеску и, в конечном итоге, на комфорт езды на автомобиле, конечно, тоже имеет значение. Но ведь и на серийных автомобилях, выпускаемых со стальной штамповкой, все рассчитано – все взаимовлияния частей автомобиля друг на друга. Поэтому главным преимуществом легкосплавных дисков перед стальными штампованными является их красивый, зачастую очень красивый внешний вид, и огромный выбор.