Факторы, предопределяющие выбор автомобильных шин

Перед каждым владельцем любого автомобиля рано или поздно встает вопрос приобретения комплекта шин, ведь на заводских покрышках ездить бесконечно долго невозможно, они изнашиваются, да и не всегда соответствуют сезону эксплуатации. Факторов, с которыми необходимо считаться для рационального выбора шин для своего автомобиля, довольно много. На что обращать внимание при покупке комплекта новой резины рассмотрим в этой статье.

Камерные или бескамерные?

Все шины условно можно разделить на две большие группы:

  1. Камерные – состоят из покрышки, камеры и вентиля, позволяющего накачивать камеру. Вентиль имеет колпачок-ключик или колпачок, предназначенный для накачивания камеры. Камера – это замкнутая трубка кольцеобразной формы из эластичной резины, что необходимо для удержания сжатого воздуха.
  2. Бескамерные – состоят из покрышки и вентиля, камера отсутствует. Принцип эксплуатации основан на том, что между ободом колеса и покрышкой образуется герметичная полость, в которую закачивается сжатый воздух. Для обеспечения герметичности на бортах предусмотрен специальный уплотняющий слой.

Камерные шины – это, как говорится, классика жанра. Бескамерные – более современный вариант, который рекомендуют использовать большинство автомобилистов. Бескамерные шины практически вытеснили с рынка камерные.

Конструкция каркаса.

По конструкции каркаса шины подразделяются на два типа:

  1. Диагональные – нити корда в покрышке располагаются диагонально от борта к борту. Необходимость перекрещивания нитей в двух смежных слоях приводит к тому, что число слоев всегда четное (2,4, 6 или 8);
  2. Радиальные – нити корда располагаются меридионально (радиально) по покрышке от борта к борту. При этом слоев может быть нечетное количество.

Диагональные и радиальные шины имеют как свои преимущества, так и недостатки. Например, диагональные более простые конструкционно и стоят дешевле, а радиальные имеют более высокие эксплуатационные характеристики, эффективный отвод тепла из-за меньшего количества слоев (можно узнать по маркировке на боковине), лучшее сцепление с дорожным полотном.

В настоящее время диагональные шины для легковых автомобилей практически не выпускаются и встречаются только на грузовых, но приобрести их еще можно.

Рисунок протектора.

Рисунок протектора может быть:

  1. симметричным;
  2. ассиметричным.

Чем отличаются шины можно судить из названия. То есть рисунок протектора может быть симметричным на двух половинках покрышки или ассиметричным, то есть разным с двух боков.

В свою очередь ассиметричные и симметричные шины могут иметь различный рисунок:

  1. направленный;
  2. ненаправленный.

А теперь более подробно. Симметричный ненаправленный рисунок протектора – классика жанра, отличается:

  1. низким уровнем шума;
  2. комфортностью эксплуатации;
  3. удобством управления.

Этот тип шин подходит для размеренной езды и относится к бюджетным покрышкам, то есть стоит по сравнению с другими дешевле и может устанавливаться как угодно.

Симметричный направленный рисунок, как правило, V-образный или стреловидный, встречается все чаще. Главные его преимущества:

  1. прекрасное сопротивление аквапланированию;
  2. замечательная курсовая, а также поперечная устойчивость автомобиля.

Эти факторы обуславливают использование таких шин при эксплуатации на высоких скоростных режимах.

Ассиметричный ненаправленный рисунок протектора имеет две разные стороны, что обуславливает высокую функциональность таких шин и возможность эксплуатации в различных дорожных и климатических условиях. То есть одна сторона отвечает за сцепление с дорогой в мокрую, дождливую (снежную) погоду, а другая в сухую. Они имеют различные степени жесткости. К основным преимуществам данного типа покрышек относятся:

  1. замечательное сцепление с поверхностью дорожного полотна;
  2. хорошая поперечная устойчивость;
  3. прекрасная управляемость.

Ассиметричный направленный рисунок протектора, на сегодняшний день, встречается довольно редко. Преимущества этих покрышек заключает в себя характеристики направленных симметричных шин и высокую функциональность ассиметричного протектора.

Высота профиля.

По высоте профиля шины подразделяются на:

  1. стандартные;
  2. низкопрофильные.

Основное отличие в соотношении высоты профиля к ширине покрышки. То есть низкопрофильные шины намного ниже и шире, чем стандартные. Преимущества низкопрофильной резины:

  1. лучшие управляемость, тормозной путь и разгон;
  2. более высокий коэффициент сцепления с дорожным полотном.

К недостаткам низкопрофильных шин отнесем:

  1. склонность к аквапланированию;
  2. низкие эксплуатационные характеристики (оптимальный вариант эксплуатации только на ровных дорогах, иначе можно повредить диски);
  3. более высокая шумность и жесткость.

Низкопрофильные покрышки лучше всего использовать на ровных, сухих трассах, для езды на высоких скоростях.

Условия эксплуатации.

Большинство шин предназначено для определенных условий эксплуатации. Под условиями эксплуатации следует понимать дорожные и климатические факторы. Так, при эксплуатации автомобиля в условиях бездорожья лучше всего использовать внедорожные покрышки, отличающиеся высоким профилем и разреженным, глубоким рисунком протектора. На шоссе идеальным решением будут шоссейные и скоростные шины, в которых протектор имеет неглубокий плотный рисунок.

По сезонности шины бывают:

  1. зимними;
  2. летними;
  3. всесезонными.

Об этих типах шин читайте более подробно в отдельных материалах на нашем сайте в данной рубрике.

Дополнительные параметры.

Производители шин не стоят на месте, поэтому появляются новые технологии и опции, которые необходимо учитывать при покупке покрышек. В рамках одной статьи написать обо всем практически невозможно. В качестве примера приведем опцию Run on Flat (Run Flat), это так называемые беспрокольные шины с усиленной боковиной, что позволяет проехать на проколотой покрышке порядка 100 километров на скорости 80 км/ч.

Нужно учитывать индексы скорости (обозначается английскими буквами) и индекс нагрузки на одно колесо, а также дату изготовления и ряд других параметров.

Маркировка.

Итак, мы рассмотрели какие факторы влияют на выбор шин. А теперь пройдемся по маркировке с самого начала. Начнем с того, что маркировка может быть европейской «Е» и/или американской «DOT». Российская маркировка совпадает с европейской и содержит элементы американской.

Камерные шины обозначаются надписью «Tube Type» (TT или «MIT SCHLAUCH»), бескамерные – «Tubeless» (TL).

Радиальные шины обозначаются буквой «R», например, 175/70R14. Если буквы «R» в маркировке нет, то перед вами диагональные шины, хотя может встречаться и буква «D», такая экзотика как B (bias belt) – с брекером как у радиальной шины. 175 – это ширина профиля в дюймах, 70 – соотношение высоты профиля к ширине в процентах (для низкопрофильных шин не больше 55 %), 14 – это посадочный диаметр покрышки, очень важный параметр, должен соответствовать диаметру обода диска.

С рисунком протектора необходимо быть максимально аккуратным.

Начнем с того, что направленный симметричный или ассиметричный рисунок на боковине обозначается большой стрелкой и надписью «ROTATION», определяющей направление вращения.

Второй момент – ассиметричные шины имеют маркировку двух сторон, внешняя «OUTSIDE» или «Side Facing Out» и внутренняя «INSIDE» или «Side Facing Inwards», могут быть левыми (маркировка L) и правыми (маркировка R). По маркировке и необходимо проводить шиномонтаж.

На шине вы увидите еще множество других цифр и слов, но это тема для более подробного разбора маркировки шин.