Как выбрать зимние шины для автомобиля?

С наступлением осени для автолюбителей актуальным становится вопрос правильного выбора наиболее подходящей для холодного времени года резины. Вопрос этот не то чтобы сложный, просто однозначно на него нельзя ответить. Многое зависит от технических характеристик машины, погодных условий, характерных для вашего региона, манеры вождения и ряда других параметров.

Мы же остановимся на основных желательных характеристиках шин, предназначенных для зимы, которые необходимо учитывать при их покупке.

Фактор первый – шипованные или нет?

Зимняя шина может быть шипованной или нешипованной – другого варианта нет. Отличие заключается в том, что первый тип предполагает наличие металлических шипов в покрышке, повышающих сцепление колес с обледеневшей дорогой, либо с накатанным снегом на ней. Причем можно приобрести как заводские, так и обычные, а затем провести ошиповку самостоятельно. Правило одно – чем шипов больше, тем более цепко машина “держится за дорогу”, а значит должен уменьшиться тормозной путь и возможность пробуксовки.

Отметим также, что шипы должны располагаться на протекторе хаотично, но, в определенном порядке. От них будет мало толку, а может быть и хуже, чем совсем без них, если их расположить по одной линии, друг за другом. Их форма – классическая круглая или прямоугольная, что более предпочтительно, потому что они за счет своей угловатости как когти лучше “впиваются” в лед, обеспечивая лучшее сцепление с дорогой.

Если говорить о конкретных производителях и моделях, то обратите внимание на серию Nokian Hakkapeliitta, Michelin Alpin, GoodYear Ultra Grip Ice и Gislaved NordFrost.

Итак, определились – если в вашем регионе суровые зимы, на дорогах хорошо укатанный снег или лед, то лучше обзавестись шипованными зимними шинами и не забудьте наклеить знак с буковкой «Ш» на заднее стекло вашего автомобиля.

В том случае, если вы живете в регионе с мягким или умеренным климатом и асфальтовое покрытие чистое, то наличие шипов, прямо скажем, будет лишним. Факторов, обуславливающих такое мнение, несколько. Прежде всего, отметим, что шипованная резина достаточно малоэффективна при торможении и разгоне на чистом асфальте, к тому же, при этом значительно снижается коэффициент сцепления и ухудшается управляемость автомобиля. Добавим к этому высокий уровень шума, характерного для такой резины.

Поэтому если вы эксплуатируете автомобиль в городских условиях или, например, на Кубани, других южных регионах, то покупайте нешипованные покрышки, их еще называют фрикционными. А для сельских условий эксплуатации и регионов с суровыми зимами, разумеется, прекрасно подойдет шипованный вариант. Среди нешипованных зимних шин обратите внимание на тот же вариант Nokian Hakkapeliitta, Pirelli Winter Icecontrol, а также Bridgestone Blizzak Revo и MICHELIN X-ice.

Следующий момент, зимняя фрикционная резина может быть двух основных классов:

  1. европейского;
  2. скандинавского.

Европейские обеспечивают прекрасное сцепление с мокрым и сухим асфальтом и дорогой укрытой мокрым снегом. Отличаются наличием водоотводных каналов непосредственно на протекторе и грунтозацепов (об этом ниже). То есть этот тип резины – идеальное решение для Центральных, Южных и Западных регионов России.

Скандинавские – предназначены для суровых зим, им самое место на Севере и Востоке России. Протектор отличается разряженным рисунком, состоящим из ромбиков и прямоугольников, обеспечивающих идеальное сцепление с заснеженным дорожным покрытием.

Фактор второй – рисунок протектора.

Вторым параметром, который влияет на выбор шин для зимних условий, является рисунок протектора. При этом учитывайте:

  1. форму рисунка, например, высокой эффективностью отличается рисунок в форме шашечек, расположенных в шахматном порядке;
  2. глубину рисунка, которая в большинстве случаев составляет от 9 до 10 миллиметров.

Могут быть также предусмотрены специальные ламели (мелкие рельефные полоски или прорези уже непосредственно в крупных элементах протектора – в шашечках, ромбиках и т. д), которые значительно повышают сцепление колес с дорожным покрытием, это особенно актуально на мокром асфальте и асфальте покрытом тонкой ледяной коркой.

Еще могут быть предусмотрены грунтозацепы по краям покрышки, обеспечивающие прекрасное сцепление с грунтом и снегом.

Касательно легковых автомобилей грунтозацепами обычно называют цепи противоскольжения, которые надеваются на колеса для преодоления труднопроходимого участка дороги, но в данном случае имеется ввиду составляющая часть протектора в виде четких объемных выступов по краям.

Существуют модели и с ребрами (водоотводами) между шашечками, предназначенные для мягких зим – через них происходит отвод влаги из-под шашек.

Рисунок также может быть:

  1. направленным, в форме елочки, на такой резине лучше входить в повороты и она прекрасно подходит для новичков с небольшим стажем вождения, маркируется большой стрелкой, нанесенной на боковую сторону, и надписью «rotation»;
  2. ненаправленным, отлично подходит к городским условиям в малоснежные, мягкие зимы, а также для старых автомобилей, у которых после длительной эксплуатации повело кузов.

О рисунке протектора и, в общем, о строении автомобильных шин мы уже говорили, когда обобщенно разбирали предопределяющие факторы их выбора.

Вторая классификация основана на симметричности, рисунок бывает:

  1. симметричным, классический вариант;
  2. ассиметричным (универсальный тип, одна половина покрышки, в большинстве случаев внутренняя, отвечает за движение по укатанному снегу и льду, а другая, наружная, по чистому асфальту, используется для скоростной езды в холодное время года).

Если говорить о протекторах более подробно, то отметим следующее… В том случае, когда автомобиль эксплуатируется в сельских условиях и в снежные зимы, лучше всего выбирать покрышки с рисунком из отдельно стоящих элементов. При этом форма может быть различной – это вышеотмеченные шашечки (кубики) и ромбики, а также снежинки. Глубина протектора в такой резине достигает 9-10 миллиметров со значительными поперечными и продольными зазорами.

Европейская резина имеет ярко выраженный рисунок спортивного типа, глубина которого составляет порядка 6-7 миллиметров. Это исключительно направленные шины, предназначенные, как отмечалось выше, для чистых и желательно сухих трасс. Но такие условия на российских дорогах в зимнее время, к сожалению, скорее исключение, чем правило. С заснеженной стоянки на автомобиле, оборудованном автоматом, уехать на «европейке» очень сложно. Поэтому такой вариант более подходит для крупных мегаполисов, федеральных трасс, да поездок за границу.

Классикой жанра являются покрышки с глубиной протектора 7-8 миллиметров, широкими продольными канавками, а также поперечными зазорами среднего размера. Они могут быть как направленными, так и ненаправленными. Это универсальный вариант.

Производитель и цена.

Важный фактор, который влияет на выбор зимних шин – их стоимость. Вариантов несколько. Первый – приобрести дорогие покрышки известных компаний, таких как Michelin, Nokian, Dunlop, GoodYear Pirelli, Gislaved или Bridgestone. Если вы в финансах ограничены, то можете покупать резину российского или украинского производства, например, Росава или Кама. И среди них есть достойные модели.

Что нужно учесть?

При покупке зимних шин нужно учитывать несколько основных параметров. Начнем с того, что переобуваться необходимо тогда, когда температура окружающего воздуха опустится ниже +5 – 7 по Цельсию, то есть в октябре – ноябре. Далее:

  • Зимние покрышки могут эксплуатироваться в течение 2-4 сезонов, покупать новые стоит тогда, когда глубина протектора будет менее 4 миллиметров.
  • Установка шин производится в соответствии с маркировкой. Особенно это утверждение касается покрышек с ассиметричным рисунком.
  • Новые зимние шины после монтажа необходимо обкатать, исключая резкие торможения, используя плавные разгоны и максимально аккуратные вхождения в повороты. Только так можно сохранить покрышки с целью дальнейшей эксплуатации в течение нескольких сезонов.
  • Покупать стоит полный комплект, на все четыре колеса. Покупка всего одной пары, только на ведущие колеса, может сказаться на эксплуатационных характеристиках машины и ее управляемости весьма негативным образом.
  • Если вы установили шипованные покрышки, то эксплуатировать автомобиль следует в скоростном режиме не превышающем 120 км/ч, иначе они очень скоро превратятся в нешипованные. А в период обкатки такой резины скорость не должна превышать 80 км/ч.
  • Владельцам автомобилей, не оборудованных АБС, следует выбирать покрышки без горизонтальных каналов и водоотводов, иначе значительно увеличивается тормозной путь.

При покупке нужно обращать внимание на:

  1. Дату производства (четыре цифры, например, 4513, обозначает 45 неделю 2013 года), лучше выбирать свежие покрышки и будьте внимательны, шины с трехзначной маркировкой – это привет из 20 века, срок хранения покрышек 3-4 года, не более;
  2. Внешний вид (пузырьков не должно быть);
  3. Маркировку, в частности, цветные метки, как отмечалось выше, зимние шины для автомобилей, оборудованных антиблокировочной системой, системой курсовой устойчивости и другими электронными системами, и без них – две большие разницы;
  4. Размеры шин и дисков, рекомендованные производителем автомобиля;
  5. Коэффициент износостойкости (обозначается Treadwear, чем выше, тем лучше, классический вариант 400 – должно хватить на 4 сезона);
  6. Индекс скорости, существенно влияет на цену покрышек и позволяет сэкономить на их покупке, обозначается в виде буквы от H до Z, где каждая буква предполагает максимально возможную скорость эксплуатации резины. Чем выше этот параметр, тем дороже она будет стоить.

Также важными параметрами являются индекс нагрузки, коэффициент сопротивления качению, степень сцепления с мокрым дорожным полотном и акустический комфорт. Более подробно о маркировке читайте в одном из наших предыдущих материалов.