Посторонние шумы под капотом – возможные причины

Практически любой современный двигатель должен работать тихо. Это одно из необходимых условий его нормальной работы. Другими словами, в нем, а также в его вспомогательном оборудовании ничего не должно стучать и греметь. Но, если посторонние шумы все же имеют место, необходимо обладать минимальными знаниями, чтобы обнаружить их источник и принять соответствующие меры по их устранению.

Причины и последствия шумов могут быть различными. Условно, их можно разделить на две категории: шумы и стуки внутри самого силового агрегата и вне его. Если источник постороннего шума находится в самом двигателе, это зачастую, признак износа или поломки движущихся деталей, например, шатунно-поршневой группы или механизма газораспределения. Как правило, это очень резкие стуки, при нажатии на педаль акселератора частота их увеличивается с увеличением оборотов коленчатого вала.

Если стуки сильные со звонким «металлическим» оттенком и возникают при резком нажатии педали газа, либо под нагрузкой, то это результат детонации — взрывообразного сгорания топлива в цилиндрах.

Главными причинами появления детонации являются использование некачественного или низкооктанового бензина, неправильная регулировка угла опережения зажигания, а также перегрев двигателя. Для устранения этого вредного явления необходимо охладить двигатель, либо отрегулировать систему зажигания, либо заменить топливо на более качественное.

При износе втулок клапанов, а также при нарушении регулировки зазоров между клапанами и толкателями, при износе гидрокомпенсаторов звонкие стуки прослушиваются в верхней части двигателя. Если привод механизма газораспределения цепной, то при нарушении регулировки или при поломке механизма ее натяжения прослушивается ровный шум в передней части двигателя.

Сильные и ритмичные стуки в области шатунно-поршневой группы указывают на необходимость неотложного ремонта. Такие стуки обычно локализуются в средней и нижней части двигателя и сигнализируют о необходимости неотложного ремонта двигателя. При их наличии необходимо незамедлительно заглушить двигатель во избежание его заклинивания или даже разрушения и следовать к месту ремонта на сцепке или на эвакуаторе.

На необходимость капитального ремонта двигателя могут указывать и резкие рычащие звуки в области коленчатого вала при нажатии на педаль газа. В автомобилях с механической трансмиссией нередки случаи появления резкого стука при нажатии педали сцепления. Появление такого стука прямо или косвенно указывает на износ упорных колец коленчатого вала, износ корзины сцепления, а также ослабление болтов ее крепления, либо износ или поломку упорных подушек двигателя.

Щелчки или сильные стрекочущие звуки, раздающиеся из-под капота, могут сигнализировать о поломке или расслоении шкивов привода насоса охлаждающей жидкости (помпы), генератора, а также гидроусилителя рулевого управления. Также стрекочущие звуки могут издавать посторонние предметы, случайно попавшие в движущиеся части двигателя и навесного оборудования, например: ветки, куски пластика, утеплителя и т. д.

Равномерный шум и свист под капотом указывает на износ подшипников генератора, помпы или ГУРа. Щелчки могут также издавать изношенные или расслоившиеся приводные ремни. Если визг и свист при нажатии на педаль акселератора усиливается или пропадает, виноваты приводные ремни. В этом случае неисправность можно устранить на месте, подтянув их, либо обработав специальным аэрозолем-кондиционером для натяжения приводных ремней.

Услышав различные посторонние звуки из под капота, не стоит впадать в панику. Необходимо остановиться в удобном месте и попытаться установить причину посторонних шумов самостоятельно. Зачастую, причину возможно устранить на месте, имея минимальные знания и слесарные навыки.