Причины повышенного расхода топлива технически исправного автомобиля

В данной статье мы не будем говорить о неисправностях автомобиля, при которых повышается расход топлива. В большинстве случаев неисправность и так дает о себе знать и “хороший аппетит” мотора является ее следствием. Постараемся не говорить об объеме, типе двигателя и чем он “питается”, а также о массе незагруженного автомобиля, о приводе и т. д. Поговорим о технически исправном, или относительно исправном автомобиле, который не глохнет, не гремит, не троит, не дергается, не кушает масло, имеет исключительно заводскую комплектацию и о причинах, которые, при всем при этом, могут вызывать повышенный расход топлива, относительно его заводских характеристик, заявленных производителем.

Человеческий фактор: манера вождения.

Также не будем говорить о водителях, которые, как говорится, любят “рвать с места”, но то, как владелец автомобиля переключает передачи и выбирает скоростной режим, безусловно, является одной из причин повышения расхода топлива. На более высокой передаче чтобы проехать одинаковое расстояние с более низкой передачей, требуется меньшее количество оборотов коленчатого вала двигателя, а соответственно потребуется меньше топлива на выполнение одной и той же работы. Соответственно, чем быстрее автолюбитель переключится на высшую передачу, тем больше топлива он сэкономит.

Но при переходе с одной передачи на другую не стоит забывать и о рациональном выборе скоростного режима. Не стоит делать и резких переходов с высшей на низшую передачу либо наоборот, что довольно часто встречается у начинающих водителей, это не только приводит к быстрому выходу из строя коробки переключения передач, но и может повысить расход топлива на 2-5%, в зависимости от интенсивности. Необходимо выбирать максимально ровный режим движения без резкого изменения скорости.

При этом следует отметить, что каждая ступень КПП имеет свою оптимальную скорость и не стоит ехать на пятой ступени со скоростью, при которой машина может двигаться на четвертой с ровно работающим мотором, т .е. слишком медленно. Это не способствует экономии, а наоборот может вызывать повышенное потребление.

Что касается АКПП… Ясно, что автоматика была создана не только для удобства и повышения безопасности (гораздо реже требуется отвлекаться, на момент переключения управлять одной рукой, выжимать сцепление) – до сих пор многие водители, в т. ч. молодые предпочитают механику. Автоматическое переключение передач, помимо удобства, в совокупности с другими выверяемыми параметрами, на текущий момент поступающими в БК, является одним из комплекса мер по оптимизации расхода топлива.

Казалось бы не нужно думать о том, о чем мы говорили выше – компьютер сам рассчитает скорость, частоту вращения коленвала и насколько сильно вы надавили на газ. Все это так, но в действительности часто бывает так, что машина с АКПП потребляет больше горючего, чем точно такая же, но оснащенная механической коробкой передач. Причина опять же в человеческом факторе. Здесь расход также зависит от манеры вождения, т. е. от предпочитаемых водителем режимов и любви давить на педаль газа. Поэтому часто опытный водитель, который хорошо чувствует машину, лучше любой автоматики и электроники может иметь оптимальный расход топлива, при этом нисколько не ущемляя себя в удовольствии управления автомобилем и свои амбиции на дороге.

Октановое число как фактор, влияющий на расход топлива.

Чем выше октановое число горючего, тем больше выход энергии при его сгорании и, соответственно, переданная этой энергией работа. Параметры, заявленные производителем для конкретного автомобиля, в т. ч. расход топлива обычно рассчитаны под определенное его качество. Заправка машины бензином с меньшим октановым числом нарушает эти параметры – в той или иной мере снижается мощность двигателя, нередко стучат пальцы, может троить и т. д. Такие неприятности в основном касались авто с контактным зажиганием и частично решались изменением угла опережения зажигания в ручную (изменением положения и фиксацией трамблера), либо октан-корректорами (вакуумными, центробежными, механическими). Кстати, позднее зажигание тоже является причиной прожорливости мотора, так если сдвиг угла зажигания составляет 1°, то потребность в горючем возрастает на 1%. В настоящее время в большинстве машин процессом зажигания, целиком или частично, управляет бортовой компьютер, поэтому заправка горючим с низким октаном меньше, либо совсем не заметно отражается на работе двигателя. Но это, все равно, не может не отразиться на потреблении бензина двигателем.

Качество бензина безусловно влияет на расход топлива. Это относится и к карбюраторным двигателям, и к дизельным, и к моторам снабженным газовым оборудованием. Для моторов, управляемых электроникой это выглядит так: на приемистости низкий октан сказывается незначительно, но, как говорится, “бессимптомно” увеличивается расход топлива. В карбюраторном двигателе тоже увеличивается, но, чаще всего, с очевидными симптомами – даже если выставить зажигание (или имеется октан-корректор), то, все равно, автомобиль, в той или иной мере, теряет прием. При нажатии на педаль газа приоткрываются заслонки и в коллектор подается струйка бензина, но “отдачи” от нее меньше, если октан бензина ниже положенного – обороты увеличиваются, а выполненной работы меньше.

Безусловно, чем ниже октановое число бензина, тем больше его потребление. Однако, расход бензина – это расход денег, поэтому, конечно, нужно считать не количество израсходованного горючего, а потраченные на его покупку деньги. На данный момент разница в цене между 92-м и 95-м бензином составляет приблизительно 9%. Если ездить на 95-м, то относительно 92-го экономия бензина составляет приблизительно 5%. Но если рассчитывать по затраченным средствам, то получается, что на 92-м ездить дешевле на 4%.

Поэтому если двигатель (по инструкции) должен работать на 92-м бензине, то нет смысла заливать 95-й – будет не только экономия бензина, но и перерасход средств, потраченных на его приобретение. Так, что экономия при езде на низком октане, не смотря на увеличенный расход, все же есть, только не бензина, а денег. Однако нельзя забывать о том, что при снижении октанового числа бензина (помимо сказанного выше) снижается его устойчивость к детонации, а это чревато опасностью постепенного, а иногда и моментального выхода из строя двигателя. Именно поэтому многие производители авто не рекомендуют, а иногда категорически запрещают использовать бензин с октановым числом ниже указанного в инструкции к автомобилю.

Исходя из сказанного выше видно, что для того, чтобы качество топлива не стало причиной его повышенного расхода, а также причиной возникновения детонации и, как следствие, преждевременного износа или поломки двигателя, лучше всего не нарушать рекомендации завода-изготовителя.

Колеса автомобиля.

Широкопрофильная резина, использование зимней резины летом (а также, собственно, вождение в зимний период), не отрегулированные развал-схождение, зажатые тормозные колодки (например, из-за перетянутого тросика ручника или его закоксованности) также являются причиной высокого потребления топлива. Но мы говорим о технически исправном автомобиле с заводской комплектацией, поэтому здесь можно сказать о давлении в шинах. При определенных условиях (высокая и низкая температура, тип шин, погода, время года и т. д.) давление необходимо снижать, но это уже отдельная тема. Так вот, если нормальное давление 2 атмосферы, а реальное 1.5, то потребление топлива может увеличивается примерно на 3-4%.

Энергозагруженность.

Под энергозагруженностью имеется в виду включенный кондиционер, система климат контроля, печка – они тоже могут хорошо “кушать” горючее. Чтобы приводить в движение компрессор кондиционера необходимы усилия двигателя. Включенные фары, автомагнитола (нередко с усилителем и мощной акустикой), вентилятор печки и другие электроприборы создают нагрузку на генератор, а он, в свою очередь, на двигатель. Таким образом, включенные перечисленные приборы способны увеличивать расход топлива до 15%.

Непрогретый двигатель.

Когда мотор холодный, электронный блок управления создает специальные условия для его работы (обогащенный впрыск), чтобы обеспечить стабильную работу в режиме прогрева. Если датчик температуры исправен, то при достижении необходимой температуры этот режим отключается. Если начать движение в данном режиме, то в этот период потребление бензина может увеличиваться до 20%.

Есть и другие причины, способствующие повышению расхода топлива технически исправного автомобиля – это слишком вязкое масло для двигателя и трансмиссионных узлов (коробка передач, редуктор), открытые окна при движении (ухудшается аэродинамика, особенно на скорости), состояние дороги, встречный ветер, другие погодные условия и т. д. Все они – по одиночке или в совокупности, могут составлять приличный процент потребления топлива выше нормы, заявленной производителем. Причин для его чрезмерного потребления, связанных с неисправностями и конструктивными изменениями машины еще больше, но это тема для отдельной статьи.