Проверяем состояние двигателя при покупке подержанного автомобиля

Первый этап в выборе подержанного автомобиля – это оценка внешнего вида и состояния кузова. Если не было выявлено ничего, что покупатель посчитал бы неприемлемым, то он автоматически переходит к следующему этапу – диагностике двигателя и всех остальных технических элементов. Сейчас речь пойдет именно о двигателе, так как именно он является важнейшим элементом любого авто.

Визуальный осмотр двигателя.

В первую очередь, мотор не должен быть идеально чистым. Это наталкивает на мысль о том, что хозяин вымыл моторный отсек с целью скрыть нежелательные следы от масляных подтеков. Как правило, добросовестные продавцы оставляют двигатель в присущем для него состоянии легкой загрязненности и тем самым внушают определенное доверие покупателю.

Начинать осмотр следует с поиска масляных течей и прочих видимых повреждений.

Под капотом должно быть сухо. Влага в подкапотном пространстве – это почти 100 процентный признак того, что масло вытекает. Более-менее крупную протечку можно заметить сразу. Но, если она незначительна и практически не заметна, то сразу обнаружить столь явный признак неисправности становится немного сложнее, потому что продавец избавится от ее следов непосредственно перед осмотром, а вновь она станет заметна лишь через определенный промежуток времени (зависит от интенсивности потери масла).

Нельзя назвать это серьезной проблемой потому, что диагностика двигателя перед покупкой автомобиля - это не 5-ти минутное дело и если течь не была обнаружена на начальном этапе, то впоследствии будут выявлены косвенные признаки ее присутствия, которые послужат толчком к более тщательной проверке всех элементов и последующему выявлению проблемной зоны.

Если серьезные повреждения отсутствуют и масляные подтеки не “бросаются в глаза”, то их стоит поискать:

  • под головкой (в районе прокладки);
  • под сальником коленчатого вала;
  • под масляным фильтром;
  • под трамблером;
  • под картером.

Далее, нужно оценить состояние всех проводов, шлангов и прочих резиновых элементов. Наличие микротрещин будет свидетельствовать о том, что их ресурс работы уже на исходе и в скором времени их придется менять.

Интересный момент. Иногда на проводах высокого напряжения можно различить следы от наждачной бумаги (скорее всего нулевки). Это говорит о том, что на этом месте, вероятно, была зафиксирована их дата выпуска, от которой хозяин решил избавиться. В таком случае, провода наверняка очень старые.

Напоследок, желательно выполнить беглый осмотр всех болтов и крепежей. Если на них будут замечены какие-либо повреждения или просто мелкие царапинки, то обязательно нужно выяснить разбирался ли двигатель, если да, то с какой целью?

Проверка масла и тосола.

С помощью щупа нужно взять пробу моторного масла. В идеале оно должно быть прозрачным, не слишком вязким, а главное в нем не должно быть пузырьков воздуха (или вида светлой суспензии), которые являются следствием утечки или попадания воды. Также, в нем не должно быть никаких примесей и осадков, которые можно обнаружить в виде налета и разводов на щупе, которым делалась проба.

Что касается уровня масла, то скорее всего он будет в норме – продавец (или перекупщик) об этом позаботится. Поэтому по уровню судить о том, что “кушает” ли мотор масло и сколько, не получится.

Если масло сильно вспенено, то нет никаких сомнений – двигатель кипел. Об этом также может свидетельствовать нагар под крышкой головки. В этой связи, обязательно обратите внимание на расширительный бачек системы охлаждения, он должен иметь ровные контуры и не должен быть заклеен или запаян.

Желтоватый налет на крышке означает, что в масло попадает тосол. Это грозит разрушением поршневых колец и последующей поломкой двигателя.

И наконец, масло имеет темный цвет? – Скоро его придется заменить. Но не нужно считать это тревожным сигналом, это нормальное явление, свойственное синтетическому моторному маслу.

С проверкой охлаждающей жидкости дела обстоят примерно также. При необходимости, проба берется при помощи того же щупа. Тосол должен обладать жидкой консистенцией, характерным сладковатым запахом и большой степенью прозрачности. Как уже было сказано, его попадание в двигатель абсолютно недопустимо, т.к. ведет к очень серьезным поломкам.

Оценка работы двигателя.

Ищем неполадки по звуку двигателя.

За визуальным осмотром следует практический. В первую очередь мы должны его завести. Важно, чтобы он заводился с первого раза. В независимости от погодных условий и любых других факторов, исправный двигатель должен заводиться сразу.

Многие продавцы на авторынке специально поддерживают двигатель в прогретом состоянии. Поэтому нужно обязательно удостовериться в том, что он совсем остыл и только после этого приступать к тестам.

По звукам, которые он издает в процессе работы, можно понять очень многое. Если присутствуют посторонние стуки, дребезжания, скрежет металла, сбивчивый ритм работы и прочие не естественные звуки, то 100% имеют место неисправности.

Исправный двигатель работает равномерно, с присущими ему плавными переходами жесткости звучания, при добавлении оборотов. Никаких «левых» звуков и нездорового рева быть не должно.

Зачастую «нездоровые звуки» и дребезжания говорят о том, что мотор троит. Виной тому может быть, как минимум, неисправная система зажигания, испорченные свечи или другая проблема, о которой конечно же знает продавец. Поэтому все вопросы нужно адресовать именно ему потому, что задача покупателя просто диагностировать неполадки, а не капаться в их причинах.

Еще один небольшой момент. После прогрева двигателя стоит взглянуть на приборы, отображающие давление масла и температуру охлаждающей жидкости. Их показания не должны превышать допустимую норму, а давление масла быть ниже ее.

Выявление неполадок двигателя по цвету выхлопного дыма.

Еще один показатель, по которому можно определить состояние силовой установки подержанного автомобиля – цвет выхлопных газов.

Для здорового мотора характерен дым, а точнее пар белого цвета. Он образуется при сгорании топлива и становится заметным при конденсации. Сразу после того, как двигатель был заведен, пар активно выпускается через выхлопную трубу и вскоре совсем исчезает. Более длительное и обильное парообразование характерно, в основном, для зимнего времени года. Чем холоднее автомобиль – тем обильней будет образование белого пара.

Если густой пар образуется в теплое время года, при хорошо прогретом двигателе, то это уже не совсем здоровое явление. Скорее всего, проблема в том, что тосол попадает в камеры сгорания топлива. В таком случае, пар будет приобретать сизеватый оттенок и специфический запах.

Выхлопной дым синего (возможны различные оттенки) цвета служит вестником довольно серьезной проблемы. А именно – он является следствием попадания масла в цилиндры. Многие считают, что на этом осмотр автомобиля можно прекращать и отказываться от покупки. И это единственно правильное решение для человека, желающего приобрести исправный автомобиль.

Черный дым является последствием перенасыщения топливно-воздушной смеси и, как следствие – не эффективного сгорания топлива. Основная причина – это плохая компрессия двигателя, то есть, в цилиндры поступает недостаточное количество кислорода и топливо сгорает не полностью. При этом сильно увеличивается износ двигателя, а потому требуется срочный ремонт.

Можно долго заниматься диагностикой с целью выяснить, что является причиной неправильной работы двигателя, в конце-концов можно воспользоваться помощью профессионалов, но иногда гораздо проще отказаться от покупки и подыскать автомобиль с четко работающим движком. При желании можно закрывать глаза на какие-либо эстетические и мелкие технические недочеты, но когда дело касается столь важного элемента нужно быть предельно серьезным и бескомпромиссным.