Тюнинговый или спортивный распредвал

Одной из ключевых характеристик современного автомобиля является мощность мотора. На мощность силовой установки оказывает влияние газораспределительный механизм (ГРМ). Базовый элемент ГРМ – распределительный вал, который предназначен для открывания ряда клапанов, подачи топливной смеси и выпуска отработанной смеси. Именно он определяет продолжительность открытия и скорость подъема клапанов, что и влияет на работу силовой установки. Поэтому изменение его конструкционных и технических особенностей является одним из основных направлений при выполнении тюнинга двигателя. Моторы спорткаров изначально снабжены, так называемыми, спортивными распредвалами и, в большинстве случаев, уже не нуждаются в изменении технических параметров этой детали.

Спортивный распредвал – конструкционные особенности.

На серийных автомобилях устанавливаются стандартные распредвалы, которые обеспечивают усредненную мощность работы двигателя и его стабильную работу. Для повышения мощности силовой установки стандартный заменяется на спортивный, точнее выделим две группы – тюнинговый или спортивный распредвал. Нет, установка спортивного вала, безусловно, также является тюнингом двигателя, но у тюнинга бывают различные цели. Что касается данной детали - эти цели достигаются за счет различной геометрической формы кулачков.

Таким образом, основное отличие тюнингового и/или спортивного распредвала от стандартного заключается в измененных профилях кулачков. Это позволяет улучшить эксплуатационные характеристики и мощность мотора благодаря обеспечению оптимальной и эффективной подачи топливной смеси в цилиндры. Кулачки спортивного или тюнингового вала отличаются высокой плавностью профиля, что гарантирует бесперебойную надежную эксплуатацию ГРМ. Кулачки с плавным и широким профилем имеют низовые валы, заостренные и узкие кулачки – одна из отличительных особенностей верховых распредвалов.

Общее количество, а также расположение тюнинговых и/или спортивных распредвалов напрямую зависит от конструкционных особенностей двигателя. Классический вариант – один распредвал, находящийся на верхней части головки блока цилиндров. Также могут использоваться низовые валы. Отметим, что на одном двигателе может быть несколько распредвалов, все напрямую зависит от количества и рядности цилиндров силовой установки, например, если на автомобиле установлен оппозитный или V-образный мотор – может быть и два распредвала.

Классификация спортивных и тюнинговых распредвалов.

Модифицированные распределительные валы, устанавливаемые на современные автомобили, отличаются по своим конструкционным и эксплуатационным характеристикам и имеют свою классификацию. Выделим несколько основных групп:

  • Низовые моментные распредвалы. Используются для езды в натяг, прежде всего, по бездорожью и в городском цикле и изменяют кривую крутящего момента с целью обеспечения работы мотора на средних и низких оборотах. Силовые установки с такими распределительными валами отличаются экономичностью. Одной из сфер использования является езда по бездорожью и буксировка различных прицепов;
  • Универсальные тюнинговые распредвалы низ-середина. Предназначены как для использования в городском цикле, так и на трассе. Конструкционные особенности данного типа распределительных валов позволяет равномерно увеличивать мощность и крутящий момент практически по всему диапазону;
  • Верховые тюнинговые распредвалы. Предназначены для трассы, работают в диапазоне высоких оборотов и подходят для водителей, которые предпочитают активное вождение;
  • Распределительные валы спортивного типа. Отличаются достаточно широкими фазами и высокими подъемами цилиндров. Используются для установки на гоночные автомобили и участия в различных гонках, в том числе ралли, стрит рейсинге, кольцевых гонках, драг рейсинге, кроссе и ряде других.

Принцип работы спортивного распредвала.

Основной принцип работы спортивного распредвала заключается в изменении трех параметров, влияющих на кривую мощности силовой установки:

  • Параметры подъема клапанов. Данная величина определяется в миллиметрах и указывает максимальное расстояние, на которое уходит клапан от седла;
  • Фазы клапанов (открытия и закрытия);
  • Время открытия клапанов. Период времени, измеряющийся в градусах поворота коленчатого вала.

Основываясь на эти параметры, отметим следующее. Тюнинговый распредвал с меньшей величиной подъема клапанов позволяет обеспечить оптимальные характеристики работы силовой установки при низких частотах вращения коленвала на низких оборотах. Если выбрать тюнинговый или спортивный вал с большей степенью подъема кулачков, то, соответственно, увеличивается мощность двигателя при работе на высоких частотах.

Акцентируем внимание на одном важном моменте. Как правило, тюнинговые и спортивные распределительные валы не могут работать со стандартными элементами газораспределительного механизма, что обуславливает необходимость доработки и модернизации головки блоков цилиндров.

Использование спортивных распредвалов – это отличный технический тюнинг для автомобиля, который повышает мощность двигателя и подходит как для водителей любителей, так и для профессиональных гонщиков.